ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Nov. 7, 2025

Маршрут построен

Рейтинг: 0

Автор: Александр Кочетов. Эксперт

За прошлый год рынок транспортно-логистических услуг вырос на 16% — до 11,7 трлн руб., и это рекорд за всю историю наблюдений аналитиков. Между тем отрасль переживает серьезные изменения, связанные как с продолжающейся переориентацией потоков на юг и восток, так и с цифровой трансформацией рынка и внедрением зеленых технологий.

Объем российского рынка грузоперевозок, по данным Росстата, в 2024 году вырос более чем на 5% — до 9,4 млрд тонн. Наибольший прирост за прошлый год продемонстрировали автомобильные перевозки, занимающие доминирующее положение в структуре отрасли, — 74,5% от всего объема грузов. Так, на машинах в 2024 году перевезли, по данным Росстата, на 8,3% больше, чем в 2023 году, — 7 млрд тонн. Прирост показали трубопроводная логистика (рост на 0,6%, до 1 млрд тонн) и воздушный транспорт (4,7%, 0,5 млн тонн), тогда как перевозка по железным дорогам и водным транспортом, наоборот, упала. Так, железнодорожный транспорт перевез 1,19 млрд тонн грузов (меньше на 4,2% год к году), а внутренний водный транспорт — 106,5 млн тонн (падение на 2,5% год к году). Морские перевозки продемонстрировали стабильность (33,2 млн тонн два года подряд). В Росстате указывают, что железнодорожные перевозки занимают в логистической структуре второе место по объемам (с долей в 12,7%) после автомобильных, на третьем месте идет трубопроводный транспорт (10,6%).

В статистическом ведомстве также отмечают, что динамика перевозок говорит об оживлении экономической активности в стране и о развитии транспортно-логистической инфраструктуры. В аналитической компании «Гидмаркет» отмечают, что отрасль продемонстрировала устойчивость к вызовам, адаптировавшись «к геополитическим изменениям, санкционным ограничениям и необходимости перестройки цепочек поставок». По данным компании, в 2024 году рынок транспортно-логистических услуг увеличился более чем на 16%, до 11,7 трлн руб., и это рекорд за всю историю наблюдений аналитиков. В частности, в 2020 году обороты рынка не доходили до 7 трлн руб., подчеркивают в «Гидмаркете».

За последние пять лет логистический рынок прошел через серьезные испытания: пандемию, закрытие границ, разрывы международных цепочек поставок и геополитическую напряженность, что вынудило его участников «в сжатые сроки перестраивать маршруты и искать новые логистические коридоры», говорит и партнер консалтинговой компании «Яков и партнеры» Дмитрий Плотников. Если до 2020 года основная часть внешнеторгового грузопотока шла через северо-западные порты в Европу, где ежегодно обрабатывалось порядка 2,5 млн TEU (20-футовых контейнеров), то сегодня почти весь грузопоток переориентирован на восточные направления, где объем перевалки вырос примерно до 2,7 млн TEU, поясняет Дмитрий Плотников. На западных маршрутах, по его словам, контейнерная перевалка сократилась до 1,6 млн TEU в год. Южные направления, прежде всего Черноморский бассейн, активно используются для транспортировки зерна, удобрений и других товаров, ранее направлявшихся через Балтику, добавляют в «Яков и партнеры».

Если до 2022 года менее 40% импортного контейнерного грузооборота обеспечивалось поставками из Китая, то с 2024 года доля китайских грузоотправителей превысила 60%, указывает директор практики бизнес-консультирования консалтинговой компании «Технологии доверия» («ТеДо») Ксения Климко. «Разворот на страны Азии привел к значительной нагрузке на транспортную инфраструктуру восточного направления. Например, загрузка морских контейнерных терминалов Дальнего Востока в 2024 году достигала 90%», — поясняет она. «Радикально возросла роль коридора „Север—Юг“, мы видим возрастающую роль Северного морского пути, в части морских и автомобильных перевозок еще сильнее выросла роль восточного направления», — перечисляет управляющий директор практики «Управление цепями поставок и операциями» консалтинговой компании «Рексофт Консалтинг» Любовь Рожкова.

Процесс перенастройки логистических потоков прошел достаточно быстро — за один-два года, говорит Дмитрий Плотников. По его словам, новые маршруты сформированы, инфраструктура восточных и южных портов активно развивается, а контейнерные перевозки уже близки к докризисным показателям — 4,2 млн TEU в 2024 году в сравнении с 4,5 млн TEU в 2021 году и 5,3 млн TEU в 2019 году. «Дальнейшее влияние этой перестройки будет двояким. Восточные и южные коридоры обеспечат большую устойчивость системы и снизят зависимость от европейских портов. С другой стороны, новые маршруты длиннее и сложнее с точки зрения логистики, что делает их дороже», — рассуждают в компании «Яков и партнеры».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни