Бензин в  России должен стоить сто рублей за литр. Дешевое топливо и отношение к  автодорогам как к общественному благу тормозят развитие экономики,  порождают пробки и экологические проблемы. А если общество видит в этом  социальную проблему, ее можно решить при помощи адресных субсидий, а не  поддерживать до бесконечности неэффективное перераспределение.
Обсуждение налогового маневра,  возобновившееся в последнее время, прекрасно иллюстрирует, насколько  сложно верстать в России бюджет, прочно привязанный к ценам на нефть.  Его идея в том, чтобы с 2015 года экспортные пошлины на нефть поэтапно  заменить увеличенным НДПИ. По мнению Ильи Трунина, директора  департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, это  позволило бы не только пополнить бюджет, но и снизить зависимость от  колебаний цен на нефть. 
Позиция ведомства заключается в том, что даже  при низких ценах благодаря девальвации у нефтяных компаний сохранится  достаточное количество ликвидности, чтобы не снижать добычу и увеличить  инвестиции. Бизнес же доказывал обратное: рост НДПИ приведет к снижению  добычи на 100 млн тонн за 2016-2018 годы, а выпадающие доходы бюджета  составят 1,3 трлн руб. 
Нефтяные компании, в первую очередь  "Роснефть", свою точку зрения отстояли, и теперь рублевые  "девальвационные" доходы экспортеров (около 1 трлн руб.) правительство  будет искать у металлургов или просить у ЦБ. 
Однако все эти попытки перетянуть одеяло  проблему дефицита бюджета не решат. А значит, переход к кардинальному  увеличению косвенных налогов, например акцизов на бензин, лишь вопрос  времени. Повышение пенсионного возраста уже перестало быть табуированной  темой в правительстве. Так что готовиться хотя бы морально к цене АИ-95  в 50, 80, а то и 100 руб. за литр стоит уже сегодня. 
             
            Хитрый акциз 
Большинство российских автомобилистов верят в  миф о том, что бензин на внутреннем рынке стоит дешевле, потому что  Россия — нефтедобывающая страна. Мол, Европа нефть импортирует, поэтому и  бензин там такой дорогой. Экономической логики в этом нет никакой, в  большинстве стран цена бензина в очень значительной степени  предопределена особенностями налогообложения. По сути — общественным  договором: какая доля личных бюджетов будет уходить на транспорт, в  какой степени граждане будут пользоваться общественным транспортом, а в  какой — личным, насколько будут загружены дороги, сколько тратить на их  ремонт и строительство, каково будет загрязнение окружающей среды и  т. д. 
Главный инструмент здесь акцизы. Самые  высокие в Израиле — чуть больше $1 (63% от розничный цены бензина), а  самые низкие — в Венесуэле, Катаре и Саудовской Аравии, где бензин даже  субсидируется. В Европе акцизы тоже составляют 40-60% стоимости и  доходят до $0,88 за литр в Великобритании. В странах победнее они ниже,  но не сильно, а например, в Греции акцизы выше, чем во Франции ($0,74 и  $0,68). В России же акцизы на "Евро-5" сейчас находятся на уровне $0,09.  
А если вычесть налоговую составляющую, то  бензин в Швеции и даже Турции (самые высокие акцизы в мире до  девальвации лиры) был бы дороже российского лишь на 10-15 руб. "Дельта  составляла бы около 30%, не больше,— считает Константин Симонов,  директор Фонда национальной энергетической безопасности.— Розничное  ценообразование бензина везде в мире почти исключительно политическая  история. Говорить, что низкие цены — абсолютное благо, не совсем  корректно. Вот взять, например, ту же Венесуэлу, где самый дешевый  бензин в мире. Власти его субсидируют, потребители довольны, но дороги в  стране от этого лучше не становятся. Россия большая страна, и, понятное  дело, позволить себе такой популизм она не может". 
Во многих азиатских странах рост потребления  бензина привел к тому, что расходы на субсидирование топлива резко  увеличились, а покрывать их можно только за счет роста внешнего долга  страны. Неудивительно, что в Индии от таких субсидий начинают  отказываться, как и в Малайзии, Индонезии и Китае. Не говоря уже о том,  что низкие цены на бензин во многих городах третьего мира провоцируют  настоящую экологическую катастрофу. Каракас, например, давно превратился  в место, где нужен противогаз,— тамошние дороги оккупированы  автохламом, отправленным на помойку в США еще лет 20-30 назад. 
Для дорожных фондов акцизы — основной  источник средств. Однако из-за низких ставок их приходится пополнять во  многом за счет бюджетных трансфертов (в ряде случаев их доля доходит до  60%). То есть изымать из других статей расходов. И понятно, что этих  средств на модернизацию дорожной сети по всей стране явно не хватает. 
Повышение акцизов хотя бы до $0,24 означает  их рост с 6 руб. до 15 руб. за литр. По оценкам Минфина, каждый рубль  акцизов дает дополнительно 60 млрд руб. доходов местных дорожных фондов.  В данном случае они пополнятся сразу на 570 млрд руб. А если брать в  качестве ориентира Венгрию или Польшу, то акциз следует повысить до  $0,44, или до 29 руб., что увеличит объем фондов на 1,4 трлн руб. Бензин  в таком случае будет стоить уже не 37 руб., а 50-60 руб. за литр. 
В случае же цены 100 руб. за литр  дополнительные доходы от акцизов составят около 3 трлн руб. Плюс  значительный рост НДС. Оценки, конечно, "салфеточные": такой рост цен  приведет к снижению потребления, росту экспорта, а акцизы, скорее всего,  частично будут перераспределены в федеральный бюджет. Но если  правительство немедленно не придумает, как их потратить на очередную  олимпийскую стройку, проблема дефицита бюджета будет решена надолго, о  непопулярной заморозке накопительной части пенсии можно будет забыть, а  инвестиции в дорожное строительство и общественный транспорт — резко  увеличить. 
Социальная справедливость 
Можно сказать, что высокие акцизы — это  роскошь, которую могут себе позволить только богатые страны. Это не так:  высокие акцизы установлены и в развивающихся странах. Понятно, что это  снижает покупательскую способность. Так, например, в Венгрии на среднюю  месячную зарплату можно заправить 17 баков объемом 60 л (данные из  рейтинга globalpetrolprices.com), в Турции — 9 баков, а в Дании — 70  баков. В России доступность бензина позволяет заправить 27 баков. 
Меньшая доступность, правда, не означает, что  население резко становится беднее. Подорожание бензина до 60 руб. за  литр может быть с легкостью компенсировано переходом на более  экономичные автомобили — малолитражки или с дизельным двигателем. Это  побудит владельцев автохлама быстрее избавиться от своих неэкономичных  "Жигулей", что значительно улучшит экологию, ускорит развитие инноваций в  отечественном автопроме и снизит количество пробок. 
Текущая (еще советская) инфраструктура не  рассчитана на большое количество автомобилей. Особенно заметно это в  регионах, где пробки уже часто сильнее, чем в Москве. Между прочим, в  СССР на среднемесячную зарплату можно было заправить всего 7,5 бака  (120 руб., 40 коп. за литр). Да и по прочим параметрам владение машиной  обходилось значительно дороже, чем сейчас. 
Повышение стоимости топлива приведет к тому,  что те, чье время дешево, будут выезжать на личном автомобиле  значительно реже. А те, кто зарабатывает больше, кто платит больше  налогов, создает больше добавленной стоимости и рабочих мест, потеряют  меньше драгоценного времени. Связанный с этим рост ВВП опосредованно —  через рост спроса на рабочую силу — приведет к росту доходов всех, а не  только самых обеспеченных. Обычно при росте ВВП снижается и неравенство.  Явный выигрыш для экономики, бюджета, а следовательно, и для всего  общества. 
Рост цен на бензин будет иметь и другие  последствия, которые, в отличие от "права на дорогу", на самом деле  общественное благо. Меньше пробок — меньше выхлоп, лучше экология, лучше  здоровье населения. Меньше пробок, лучше дороги — пожарные, скорая и  милиция приедут быстрее. А значит, ниже смертность, меньше ущерб от  преступности и природных катаклизмов. Не говоря уже о том, что это —  шанс наладить общественный транспорт, а значит, сэкономить время и  деньги тем, у кого личного автомобиля нет. 
Еще один миф звучит так: в России бензин  плохой, а в Европе хороший, поэтому дорогой. Проблема российских НПЗ  состоит в том, что у них относительно низкая глубина переработки нефти —  около 70%, тогда как в Европе — 90-95%. Это означает, что с тонны нефти  выходит слишком много мазута, но бензин ничем не отличается от  европейского. "У нас нет причины не доверять качеству бензина, которое  соответствует стандарту "Евро-5",— говорит Александр Шкурин, заместитель  начальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters  Kortes.— Жалобы на качество бензина уже касаются АЗС, а также системы  хранения и транспортировки. К тому же сейчас начата масштабная  модернизация отечественных НПЗ". Проблемой же прямогонного бензина,  манипуляций с октановым числом за счет "присадок" и "ослиной мочи",  скорее, должны интересоваться правоохранительные органы. 
Тяжелые последствия 
Повышение акцизов не вынуждает потребителей  отказываться от автомобилей. Исследования, проведенные в Турции, где был  очень серьезный рост акцизов, показывают, что главная реакция  потребителей состояла в том, что большинство из них перешли на дизель,  то есть купили более экономичные автомобили. Дороги в Турции, кстати,  отличные и строятся очень быстро (в том числе довольно дорогостоящие  сооружения вроде тоннелей в горах). 
Обратный эффект высоких акцизов — разрастание  черного рынка бензина, подпольное производство и контрабандный ввоз  топлива из Ирака. В Сингапуре, кстати, с этим борются так: при выезде из  страны в баке должно быть не менее ¾ бензина, чтобы не заправлялись  дешевым в Малайзии. Еще одно последствие — увеличение числа мопедов на  дорогах и смертельных ДТП, связанных с ними. 
Высокие акцизы — это еще и инфляция. По  оценкам исполнительного директора Российского топливного союза Григория  Сергиенко, транспортная составляющая в цене любого товара, перевозимого  автомобилем, достигает 10-15%. То есть при повышении цен на бензин на  35% товары в магазинах подорожают на 4%. Грубо говоря, стоило молоко  40 руб., а будет — 42 руб. Оценка РТС явно завышена. По данным агентства  "Автостат", в 2014 году россияне заплатили за автомобильное топливо  2,7 трлн руб., то есть 4% ВВП,— приблизительно столько и составляют  топливные издержки в товарах. 
К тому же не надо забывать: в нынешние  издержки передвижения на авто заложен расход топлива с учетом пробок, и  если их станет меньше, то снизится и расход топлива. То есть проигрыш и  транспортников, и автолюбителей окажется меньше, чем получилось бы при  помощи простого умножения на три нынешних расходов на бензин. 
Есть, наконец, и любимый аргумент левых  популистов: как же быть с пенсионерами и прочими малообеспеченными  гражданами? Ответ на него прост: высокие налоги на бензин позволят  увеличить пенсии и пособия. Но это уже будет адресное перераспределение  ресурсов, настоящая социальная справедливость, а не субсидирование всех  подряд, не размазывание ровным слоем остатков нефтяной ренты.