ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Nov. 24, 2025

Война и мир командира «Черной мамбы»

Рейтинг: 0

Автор: Игорь Елков. Российская Газета

Герой России возглавил департамент федерального министерства просвещения

В кабинет директора департамента федерального министерства входит спортивный молодой человек. Снимает куртку - на груди "Золотая Звезда" Героя России. Еще недавно его знали только по позывному Рубеж. О нем и его подвигах писали, но всегда без указания фамилии. В медиа Минобороны скупо сообщали, что Рубеж из Якутии и что он один из создателей и первый командир штурмового отряда "Черная мамба", который в ходе спецоперации задействовали на самых опасных участках фронта.

"В ходе ожесточенного боя с превосходящими силами противника офицер попал в окружение. Закрепившись, сумел отвлечь их на себя, что дало возможность основным силам освободить поселок. В ходе боя уничтожены до 12 боевиков и взяты в плен трое" - строки из представления Рубежа к званию Героя России.

Секретность позади: Рубеж - Герой России майор Игорь Юргин, участник президентского кадрового проекта "Время героев". Прошлой осенью его опять бросили на участок, где был нужен: назначен исполняющим обязанности министра по делам молодежи и социальным коммуникациям Якутии. В мае этого года офицера перебросили на новый участок: возглавил департамент Минпросвещения с длинным названием - государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха.

После армии трудно на гражданке?

Игорь Юргин: Очень трудно, ведь гражданские приходят не служить, а работать, а это совсем другая мотивация. К тому же система во многом бюрократическая, неповоротливая. Это, конечно, и в армии есть, но специфика несколько иная.

"Время героев" для того и создано, чтобы изменить лицо госслужбы, убрать бюрократию, сделать министерства поворотливее, влить свежую кровь в кадры управленцев высшего звена.

Игорь Юргин: Свежую кровь мы еще как вливаем. И ой как это многим не нравится! Но самая большая трудность - это не бюрократия, а женщины. В армии как? Собрал мужиков, построил, поставил задачу. Можно и кулаком по столу: раз - и все всё понимают. Я, когда стал министром, собрал первое совещание. Вроде все нормально, просто и понятно поставил задачи… А две женщины заплакали. Непривычно. Начал с ними работать, искать подходы, налаживать коммуникации. Нашел правильные пути, наладил. Ведь лицо госслужбы - это в большей степени женщины.

Та-ак… А в департаменте Минпросвещения девушек до слез доводите?

Игорь Юргин: Давайте у них спросим. Видите, отвечают: нормально. Не плачут, улыбаются, значит, все хорошо.

В 26 лет вы в бою командовали солдатами, некоторым из которых было за 40, это взрослые, состоявшиеся люди. Управлять такими даже в мирной жизни непросто.

Игорь Юргин: После выпуска из высшего военного училища в Благовещенске я получил назначение в Богучар, это город на юге Воронежской области. Командиром разведывательного взвода назначили. Посмотрел на личный состав, а там такие ребята… В общем, здоровые, загорелые, только что из Сирии. Приказываю: построение в 14:00. Прихожу: никого нет. Жду 10 минут, 15… Никого. Понимаю: мне показывают зубы, проверяют. Все-таки нашел всех, построил, все объяснил. И со следующего дня у разведчиков началась настоящая военная служба: утренние марш-броски до 10 км, спарринги.

Случаи прямого неподчинения были?

Игорь Юргин: Самых смелых отвел в спортзал, проверил их через личные навыки физподготовки. И чем больше их гонял, тем всем было лучше, прибегали с марш-бросков с горящими глазами.

Насколько я знаю, вы кандидат в мастера спорта по самбо, боксер.

Игорь Юргин: Да. А вообще в мужском коллективе всякие люди попадаются. За кого-то надо заступиться перед командованием, а кому-то показать свой авторитет, который сам по себе не приходит, его еще заработать надо. Со своими бойцами я входил в зону СВО будучи уже командиром роты. Эта рота была в полку самым боевым подразделением, постоянно в командировках: Сирия, Северный Кавказ. Правда, из-за личности предыдущего командира рота несколько деградировала. Это удалось исправить, полгода ездил по военкоматам, искал стрелков. И занятия - стрельбы по два раза в неделю, никого в полку так не готовили. Плюс постоянная физподготовка, с понедельника по пятницу…

Специальная военная операция: не все же думали, что мы войдем. Многие считали, что просто постоим у границы. Я знал, что операция начнется, меня командир полка настраивал: "Игорь, у меня на тебя особые надежды, ты пойдешь в головном дозоре". Я и готовил ребят соответственно. Людьми управлять у меня с детства получалось. Если кто-то не тянул, переводил его в другое подразделение, всегда подбирал тех, кто справлялся. С первых дней СВО я постоянно с бойцами. Все было - и успешное наступление, и тяжелые времена, когда, например, на направлении Сватово - Кременная нам ставят задачу удерживать позиции на участке фронта в десятки километров. А у меня всего 80 человек. Но был уже боевой опыт, задачу выполнили.

Привезли первых мобилизованных. Мы понимаем, что те вообще ничего не понимают, начинаем их распределять по укрытиям. Они: "Да мы воевать приехали, а вы нас по подвалам прячете!" Нетрезвая храбрость. Первый прилет - кровь, истерика, и сразу все поняли, куда попали. Я им прямо говорил: делай только то, что говорю, иначе погибнешь. Обучали прямо в ходе боев: вот, смотри, лесополоса, за ней - поле, в следующей лесополосе - противник. Между нами всего метров 150. Цель наблюдаем с беспилотника. Учу: вставляешь ракету, закручиваешь по часовой, вот прицел, ставь его на "2" - выстрел! Попадание! Оттуда - ответная стрекотня. Так и научились воевать.

Потом пришел спецконтингент, первые заключенные - их апробация была на базе всего трех полков, включая мой.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни